Менее чем за сто лет компьютеры проделали путь от гигантских устройств больше квартиры до ноутбуков размером с книгу. Мышь возникла в ходе естественной эволюции — пользователю нужен был удобный манипулятор, чтобы работать с объектами на экране и отдавать команды компьютеру.
- Первый прототип компьютерной мыши
- Первая серийная компьютерная мышь
- Первая доступная мышь на рынке
- Появление колёсика для прокрутки
- Появление дополнительных кнопок
- Первая оптическая мышь
- Первая беспроводная лазерная мышь
- Возможность работать на нескольких компьютерах одновременно
- Первая мышь с бесшумным сверхбыстрым колёсиком прокрутки
- Достоинства и недостатки
- Оптические мыши первого поколения
- Оптические мыши с матричным сенсором
- Оптические лазерные мыши
- Другие элементы управления
- Колёса и потенциометры
- Сенсорные полоски и панели
- Гибридные элементы управления
- Способы хвата мыши
- Мыши для левшей
- День рождения компьютерной «мышки»
Первый прототип компьютерной мыши
Первую компьютерную мышь представил Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института на выставке интерактивных устройств в Калифорнии. Вместе с группой коллег 9 декабря 1968 года он показал, как будет выглядеть работа на персональном компьютере будущего. На презентации он не только набирал текст с помощью привычной клавиатуры, но и мог выделить и переместить любое слово на экране с помощью мыши.
Она сильно отличалась от современных устройств — контроллер состоял из массивного деревянного корпуса с единственной кнопкой в углу. А внизу были два перпендикулярных диска. Это позволяло курсору двигаться в четырёх направлениях по осям X и Y. Сам курсор на экране выглядел как световое пятно и ничем не напоминал стрелку.
Энгельбарт запатентовал изобретение в 1970 году. Тогда у контроллера и появилось привычное название — провод, который соединял устройство с компьютером, напоминал хвост мыши.
Первая серийная компьютерная мышь
В 1981 году компания Xerox выпустила персональный мини-компьютер Xerox Alto, в комплект которого впервые вошла мышь. Она стала легче и удобнее — корпус был изготовлен из пластика, количество кнопок увеличилось до трёх. Курсор приводился в движение с помощью шара и двух роликов, расположенных внутри. В СССР аналогичные устройства называли «Колобок» — из-за вращающегося опорного шарика.
У конструкции был минус — пыль скапливалась на шаре и со временем засоряла ролики. Из-за этого курсор становился неточным или полностью «залипал», что затрудняло работу вдвое. Поэтому использовать такую мышь можно было только на специальном коврике.
Чтобы мышка работала исправно, нужно было открутить нижнюю пластиковую панель, достать ролики и шарик и почистить их. Инженеры поняли, что следующий шаг — предусмотреть возможность для лёгкой разборки и чистки устройства.
Первая мышь стоила $400 (26 680 рублей). Сегодня такой контроллер обошёлся бы в $1100 (73 370 рублей) с учётом инфляций и изменений на валютном рынке за это время. Из-за высокой цены прототип Xerox не стал массовым и популярным.
Первая доступная мышь на рынке
В декабре 1979 года 24-летний Стив Джобс в музее компьютерных технологий познакомился с графическим интерфейсом, который разработала компания Xerox. Идея управлять компьютером с помощью контроллера сильно впечатлила предпринимателя, и тот решил выпустить собственную модель.
Если бы тогда Xerox понимала потенциальные возможности своего изобретения, то компания превратилась бы в промышленного гиганта, превосходящего масштабы IBM, Microsoft и самой Xerox вместе взятых.
Стив Джобс, сооснователь корпорации Apple
Джобс захотел сделать мышь массовым продуктом, поэтому дал дизайнерам несколько установок: себестоимость устройства не может превышать $15, оно должно быть долговечным, и чтобы им можно было пользоваться на любой поверхности, даже водя по джинсам. Только так получилось бы избежать ошибок Xerox.
В 1983 году Apple купила лицензию Xerox и выпустила первую собственную мышь в комплекте к компьютеру Lisa. А прототип Lisa Mouse нашли спустя 30 лет в «Капсуле времени» Джобса с шестью банками пива.
За счёт развития технологий компании удалось сократить расходы на производство, поэтому цена одного устройства уменьшилась до $25.
Инженеры Apple не стали копировать модель Xerox даже в дизайне — вместо трёх кнопок оставили одну, но широкую. Эта кнопка выполняла одну опцию. Пользователи могли нажимать её двумя пальцами.
Корпус мыши получил более гладкие линии и скруглённые края.
Появление колёсика для прокрутки
Изначально полоса прокрутки считалась одним из элементов экранного интерфейса, как кнопка или поле ввода — чтобы перемещаться по документу, нужно было кликать по полосе. Чуть позже инженеры поняли необходимость создания отдельного инструмента, который бы отвечал за прокрутку страниц.
Над разработкой технологии scroll-wheel независимо друг от друга трудились сразу несколько изобретателей, не подозревая о работе друг друга. На конференции ACM SIGCHI в 1989 году Джина Даниэль Венолия из Apple представила прототип мыши с горизонтальным колёсиком для прокрутки и перемещения по оси Z. Джек МакКоули утверждает, что примерно в то же время разработал ранний прототип мыши с колесом для оси Z.
В массовое производство мыши с колесом прокрутки запустила компания Microsoft в 1996 году, выпустив модель IntelliMouse. Идею разработал Эрик Мишельман.
На двухкнопочной мыши сначала появилась небольшая средняя — третья — кнопка для включения и выключения прокрутки, которая вскоре трансформировалась в колесо. С помощью него можно было листать текстовые документы или масштабировать изображения.
Первая версия IntelliMouse была механического типа, но отличалась тем, что её можно было использовать без коврика. Такая мышь стоила $84,95.
Появление дополнительных кнопок
Производители продолжали работать над функциональностью: добавляли на свои модели дополнительные кнопки под большой, указательный и средний палец.
Некоторые кнопки служили для внутренней настройки мыши, например, для изменения чувствительности, другие — позволяли запускать приложения, управлять уровнем громкости и воспроизводить аудио- и видеофайлы с помощью сервисных программ.
Мыши с дополнительными кнопками оказались очень популярны среди геймеров в 2000-ых — спрос на такие контроллеры вырос почти вдвое. Чтобы запрограммировать клавиши на любые действия, пользователю нужно было лишь установить необходимые драйвера. Например, с помощью дополнительных кнопок можно было передвигать персонажа в игре или делать двойные-тройные щелчки.
Дополнительные кнопки также упрощали работу офисным сотрудникам: можно было запустить браузер, перейти на нужную страницу в интернете, а затем на стартовую и вернуться обратно с помощью боковых кнопок.
Первая оптическая мышь
В конце 90-х второе поколение оптических мышей стало массовым. Microsoft обновила IntelliMouse — она стала первой оптической мышью серийного производства. Пыльный шарик и ролики заменили светодиоды и цифровая камера. Курсор стал более точным, а мусор не попадал в корпус.
Внутри устройства располагался излучатель света и специальный датчик, напоминающий видеокамеру. Он непрерывно делал снимки поверхности стола и определял направление и величину смещения мышки.
У оптических сенсоров были и некоторые недостатки: они нестабильно работали на стеклянных, зеркальных и полированных поверхностях.
Первая беспроводная лазерная мышь
В 2001 году вышла первая серийная беспроводная мышь, а в 2004 году компания Logitech выпустила первую в мире мышь с лазерным сенсором.
Сенсор был в десятки раз чувствительнее оптического — поэтому курсор на экране отображался более точно и не дёргался. Управлять мышкой можно было на любой поверхности, кроме зеркальной.
Коротковолновой лазер, задействованный как источник света, передавал более контрастную картинку на светочувствительную матрицу, тем самым многократно увеличивая чувствительность мыши к перемещениям по сравнению с оптикой. А также лазер автоматически отключался, как только пользователь отрывал мышь от поверхности — это экономило энергию.
Дизайнеры Logitech постарались придать мыши максимально удобную форму, а также сделали расположение кнопок более комфортным. Корпус повторял форму руки, но такая мышь была рассчитана только на правшей.
Модель MX-1000 была связана с компьютером с помощью радиосоединения на частоте 27 МГц и могла работать без подзарядки до четырёх недель, а зарядка аккумулятора занимала всего четыре часа.
Контроллер можно было брать в путешествие: такая мышь весила 170 грамм.
2000-2010-е — время экспериментов. Эволюция контроллеров пошла по пути улучшения эргономики и дизайна: манипуляторы становились всё более компактными, углы сглаженными, а цвета более разнообразными.
Чуть позже инженеры начали уделять больше внимания комфорту использования и стабилизации: появились мыши Palm-grip, при использовании которых вся ладонь обхватывает мышь и получается полный контакт с поверхностью. Затем — Finger-tip, когда мышь удерживается только пальцами, уменьшая число точек соприкосновения с корпусом.
Следуя трендам, в 2009 году Apple создала Magic Mouse. На корпусе контроллера не было кнопок, а нажатие можно было осуществить на любую часть верхней панели корпуса. С помощью сенсорной матрицы можно было прокручивать текст и страницы по вертикали и горизонтали, делать правый и левый клики, масштабировать документы и изображения.
Возможность работать на нескольких компьютерах одновременно
В 2018 году в рамках серии МХ Master компания Logitech запустила в продажу MX Master 2S — первую профессиональную мышь, которая позволяет работать на нескольких компьютерах одновременно и перемещать документы, изображения и текст между экранами. Она работает на любой поверхности и держит заряд два месяца.
Стоимость такой мыши — 7 500 рублей.
Первая мышь с бесшумным сверхбыстрым колёсиком прокрутки
Осенью 2019 года Logitech запускает в продажу третью по счёту мышь в линейке — MX Master 3. Она предназначена для профессионалов — программистов, инженеров и дизайнеров. С помощью новой модели можно продуктивнее работать с цифровым контентом: бесшумно прокручивать тысячи строк текста за секунды, копировать и вставлять из буфера файлы, изображения и документы на разных ПК и в разных операционных системах.
В России MX Master 3 поступит в продажу в октябре 2019 года и будет стоить 7990 рублей.
У этого термина существуют и другие значения, см. Мышь (значения).
Запрос «Mouse» перенаправляется сюда; о манге см. Mouse (манга).
Компью́терная мышь — координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру. Управление курсором осуществляется путём перемещения мыши по поверхности стола или специального коврика. Кнопки и колёсико мыши вызывают определённые действия, например: активация указанного объекта, вызов контекстного меню, вертикальная и горизонтальная (в специализированных мышах) прокрутка веб-страниц, окон операционной системы и электронных документов.
Типичная современная мышь — оптическая, с двумя кнопками (левой и правой) и колесом прокрутки, которое может работать и как третья кнопка.
Получила широкое распространение в связи с появлением графического интерфейса пользователя на персональных компьютерах. Помимо мышей, встречаются другие устройства ввода аналогичного назначения: трекболы, сенсорные панели, графические планшеты, сенсорные экраны. До начала ХХI века выпускались мыши с тремя кнопками.
Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно — на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором — указателем — манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью» (англ. ).
В дополнение к преобразователю перемещения мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).
Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры. Мышь, которая изначально была создана в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.
В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства — часы, калькуляторы, телефоны.
Достоинства и недостатки
Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:
Полусферическая мышь Telefunken Rollkugel RKS 100-86
В процессе совершенствования компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели преобразователи перемещения.
Первая компьютерная мышь
Изначальная конструкция преобразователя перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году, состояла из двух перпендикулярных колёс, выступающих из корпуса устройства. При перемещении мыши колёса крутились каждое в своём измерении.
В шаровом приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на преобразователи угла поворота (энкодеры), преобразующие эти движения в электрические сигналы.
Основной недостаток шарового привода — загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема исправилась путем использования металлических роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами преобразователей. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.
Существовало два варианта преобразователей для шарового привода.
Контактный преобразователь представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой преобразователь достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.
Основными недостатками контактных преобразователей является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем производители всех мышей перешли на бесконтактные оптопарные преобразователи.
Оптический преобразователь состоит из двойной оптопары — светодиода и двух фотодиодов (обычно инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши. Разница фаз засветки между двумя фотодиодами определяет направление вращения. Аналогичный сенсор стоит на колёсике прокрутки.
Оптические мыши первого поколения
Оптические преобразователи призваны непосредственно отслеживать перемещение мыши относительно рабочей поверхности. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.
Первое поколение оптических преобразователей было представлено различными схемами оптопарных преобразователей с непрямой оптической связью — светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие преобразователи имели одно общее свойство — они требовали наличия на рабочей поверхности специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями) или коврика для мыши. На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете. Таким образом коврик может иметь картинку.
Недостатки оптических преобразователей первого поколения:
Оптические мыши с матричным сенсором
Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлена специальный преобразователь. Он быстро и непрерывно делает снимки поверхности стола и, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Специальная контрастная подсветка поверхности светодиодом или лазером облегчает работу преобразователя. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым поколением; они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая чёрный).
Практически единственным производителем сенсоров оптических мышей является компания Avago Technologies. Её сенсоры имеют разрешение от 16×16 до 40×40 пикселей при нескольких тысячах кадров в секунду. Специализированный цифровой сигнальный процессор для расчёта перемещений интегрирован на кристалл вместе с сенсором.
Пыль и ворс на оптике сенсора также приводит к ошибкам движения или эффекту мелких движений в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.
Преобразователи второго поколения постепенно совершенствуются и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования преобразователей, некоторые модели оборудуются двумя преобразователями перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, зеркальных (на которых не работают другие мыши) и оргстеклянных поверхностях.
Выпускаются специальные коврики для оптических мышей. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).
Оптические лазерные мыши
Мышь в комплекте графического планшета позволяет сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).
Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке и т. п.).
Мышь, оснащённая гироскопом, распознаёт движение не только на поверхности, но и в пространстве: её можно взять со стола и управлять движением кисти в воздухе. Гироскопические преобразователи совершенствуются. Например, по заявлению Logitech, механические преобразователи, выполненные по технологии MEMS, используемые в мыши MX Air, миниатюрнее традиционных гироскопических. На сегодняшний день самым миниатюрным гироскопическим преобразователем укомплектованы мыши NEO MOUSE, разработанные корейской компанией NEO REFLECTION. Вес данного устройства составляет 13 граммов, а по размеру она не больше пальчиковой батарейки.
Кнопки — основные элементы управления мыши, служащие для выполнения основных манипуляций: выбора объекта (нажатиями), активного перемещения (то есть перемещения с нажатой кнопкой, для рисования или обозначения начала и конца отрезка на экране, который может трактоваться как диагональ прямоугольника, диаметр окружности, исходная и конечная точка при перемещении объекта, выделении текста и т. п.).
Долгое время двух- и трёхкнопочные концепции противостояли друг другу. Двухкнопочные мыши поначалу лидировали, так как на их стороне, кроме простоты (три кнопки проще перепутать), удобства и отсутствия излишеств, было программное обеспечение, которое тяжело загружало две кнопки. Но, смотря ни на что, трёхкнопочные мыши никогда не прекращали продаваться, пока противостоянию не пришёл конец.
Противостояние двух- и трёхкнопочных мышей закончилось после изобретения возможности с помощью мыши осуществлять прокрутку экрана. На двухкнопочной мыши появилась небольшая средняя (третья) кнопка для включения и выключения скроллинга, которая вскоре трансформировалась в колесо прокрутки (на него можно нажать, чтобы отключить или включить прокрутку).
«Apple» пришла к использованию дополнительных кнопок мыши своим путём. Изначально посчитав излишней даже вторую кнопку, до последнего времени «Apple» строила все свои интерфейсы под однокнопочную мышь. Однако современные выпускаемые фирмой «Apple» мыши, начиная с Mighty Mouse, могут программироваться под использование от одной до четырёх кнопок.
Мышь A4Tech X7 с дополнительными кнопками
Производители постоянно стараются добавить на топовые модели дополнительные кнопки, чаще всего — кнопки под большой или указательный и реже — под средний палец. Некоторые кнопки служат для внутренней настройки мыши (например, для изменения чувствительности) или двойные-тройные щелчки (для программ и игр), на другие — в драйвере и/или специальной утилитой назначаются некоторые системные функции.
Другие элементы управления
Большинство элементов, не являющихся кнопками, служит для прокрутки (скроллинга) контента (веб-страница, документ, список, листбокс и т. п.) в окнах приложений и других элементах интерфейса (например, полосах прокрутки). Среди них можно выделить несколько конструктивов.
Колёса и потенциометры
Колёса и потенциометры — диски, выступающие из корпуса, доступные для вращения. Потенциометры, в отличие от колёс, имеют крайние положения.
Наличие одного колеса между кнопками (или «скролла»; для вертикальной прокрутки) на сегодняшний день является стандартом де-факто. Такое колесо может отсутствовать у концептуальных моделей, имеющих для прокрутки иные конструктивы.
Колёса и потенциометры могут быть использованы для регулировки, например, громкости.
Мышь Mitsumi Scroll, имеющая джойстик вместо колеса прокрутки
Мини-джойстик — рычаг с двумя кнопками, исключающий одновременное нажатие обеих кнопок (или сдвоенное под прямым углом плечо, ориентированное в четырёх основных направлениях). Плечо может иметь центральный рычажок или, наоборот, центральное углубление (аналогично джойстикам игровых пультов). Изредка встречаются мини-джойстики с потенциометром.
Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.
Трекбол — шарик, вращающийся в любом направлении. Движения шарика снимаются механическим (как в механической мыши) или оптическим способом (применяемым в современных трекболах).
Трекбол можно рассматривать как двухмерное колесо прокрутки. Аналогично джойстику, трекбол может быть использован для альтернативного перемещения указателя. Трекболы обычно используются специалистами, например, звукооператорами, так как чтобы вращать шарик пальцами, нужно достаточно долго привыкать. По сравнению с мышью трекбол обеспечивает более точное позиционирование курсора за счёт идеального сочетания пары преобразователь-шарик и отсутствия влияния всей руки на движение.
Трекбол, закреплённый горизонтально, является одним из способов профилактики туннельного синдрома.
Основное назначение такого устройства как трекбол — работа с прикладными приложениями. Трекбол позволяет неплохо справляется с игрой в стратегиях; однако меньше подходит для шутеров из-за надобности активно вращать колесо. Для игр подходят трекболы с настраиваемой акселерацией, увеличивающей скорость на больших отрезках прокрутки.
У трекболов имеется и весьма весомый недостаток — шар и его углубление часто приходится протирать от пота, пыли и жира. Частичным решением проблемы мог бы стать электромагнитный трекбол, но ни одна компания пока не предложила такого манипулятора широкой публике.
Сенсорные полоски и панели
Сенсорные полоски и панели (тачпад) — элементы, определяющие перемещение пальца по поверхности. Полоски определяют движение в одном измерении (как колёса), панели — в двух (как трекболы).
Сенсорные полоски и панели выполняют те же функции, что колеса с трекболами, но не имеют движущихся частей.
Гибридные элементы управления
Гибридные элементы управления объединяют в себе несколько принципов.
Колёса, джойстики и трекболы могут включать в себя кнопку, срабатывающую при прямом нажатии на элемент управления.
Так, на большинстве компьютерных мышей возможно, помимо прокрутки колеса, ещё и нажать на него, чтобы выполнить ту или иную функцию в приложении (то есть стандартное колесо прокрутки одновременно является средней кнопкой мыши). Например, по умолчанию, — открытие гиперссылки в новой вкладке в браузере.
Колесо может иметь элементы джойстика — свободу наклона по оси вращения. Таково качающееся колесо прокрутки (наклон колеса служит для горизонтальной прокрутки), которое одновременно является колесом, джойстиком и кнопкой.
Самые первые мыши (шарикового типа) не имели внутри себя ничего, кроме преобразователей и кнопок, и подключались к компьютеру с помощью своего адаптера (шинные мыши англ. ) с шиной ISA, в котором и обрабатывались сигналы с преобразователей.
С развитием миниатюризации электронных компонентов, мыши стали подключаться к компьютерам x86 через последовательный коммуникационный интерфейс RS-232 (последовательные мыши) с разъёмом DB25F, а позднее с DB9F. В 1990-х годах большинство выпускавшихся мышей уже имело последовательное подключение. Последовательная мышь питалась от линии DTR («готовность компьютера») разъёма RS-232.
В компьютере PS/2 фирма IBM предусмотрела для мыши специальный порт с разъёмом mini-DIN, точно таким же, как и для клавиатуры. Позже разъёмы клавиатуры и мыши типа PS/2 были включены в современный стандарт материнских плат x86 — ATX. Такие мыши лидировали в продаже в период 2001—2007 годов и используются до сих пор, постепенно уступая свои позиции интерфейсу USB. Из-за особенностей аппаратной части IBM-совместимых компьютеров интерфейс PS/2 мышей деактивировался при загрузке, если мышь не была подключена, и при загруженном компьютере включать её в разъем было бесполезно, однако такие мыши не нагружали центральный процессор компьютера и работали более плавно в ранних вариантах компьютеров с шиной USB. Первоначально мыши PS/2 и RS-232 имели преимущество в виде возможности передавать отсчёты в компьютер с более высокой частотой — частота опроса первых USB-мышей ограничивалась частотой фреймов шины USB 1.1 (1 кГц).
Выпускается множество мышей с «беспроводным» интерфейсом. Чаще всего они построены на специализированном радиоканале, однако всё большую популярность приобретают беспроводные мыши с универсальным беспроводным радиоинтерфейсом Bluetooth.
Основная часть современных мышей имеет интерфейс USB, иногда — с адаптером для PS/2. Фирма «Apple» для своих компьютеров в настоящее время поставляет мыши только с интерфейсом Bluetooth, хотя возможно использование и мышей USB.
Беспроводная мышь на подзарядке (4 — мышь, 5 — док-станция)
Сигнальный провод мыши иногда рассматривается как мешающий и ограничивающий фактор. Этого фактора лишены беспроводные мыши. Однако беспроводные мыши имеют серьёзную проблему — вместе с сигнальным кабелем они теряют стационарное питание и вынуждены иметь автономное, от аккумуляторов или батарей, которые требуют подзарядки или замены, а также увеличивают вес устройства.
Аккумуляторы беспроводной мыши могут подзаряжаться как вне мыши, так и внутри неё (точно так же, как аккумуляторы в мобильных телефонах). В последнем случае мышь должна периодически подсоединяться к стационарному питанию через кабель, док-станцию или площадку для индукционного питания.
Попыткой внедрения оптического соединения было использование инфракрасной связи между мышью и специальным приёмным устройством, которое подключалось к порту компьютера.
Оптическая связь на практике проявила крупный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешало работе.
Беспроводная мышь Apple Mighty Mouse
Радиосвязь между мышью и приёмным устройством, подключённым к компьютеру, позволила избавиться от недостатков инфракрасной связи и вытеснила её.
Можно выделить три поколения беспроводных мышей. Первое поколение использовало частотные диапазоны, предназначенные для радиоуправляемых игрушек (27 МГц). Они имели низкую частоту опроса (типично 20—50 Гц), неустойчивую связь, взаимное влияние при близком расположении. Такие мыши имели курьёзную проблему: поскольку радиус действия этих мышей составлял несколько метров, а организации, как правило, закупали однотипную технику партиями, бывали случаи, когда курсором на экране компьютера управляла мышь, расположенная даже на соседнем этаже. Такие мыши, как правило, имеют переключатель, позволяющий выбрать один из двух радиочастотных каналов, в большинстве случаев переход на другой канал снимал проблемы. В настоящее время мыши первого поколения уже не производятся.
Второе поколение радиомышей использовало свободный частотный диапазон 2,45 ГГц и строилось на базе высокоинтегрированных скоростных радиоканалов. В таких решениях удалось полностью избавиться от несовершенства первого поколения. Основным недостатком считается необходимость в специальном USB-донгле, в котором находится приёмник мышки. Такой донгл занимает USB-слот на компьютере. Потеря донгла делает мышь «мёртвым» железом из-за несовместимости методов радиосвязи разных производителей. Мыши второго поколения — наиболее массовые в настоящее время.
В третьем поколении радиомышей используются стандартные радиоинтерфейсы. Как правило, это Bluetooth или (гораздо реже) другие стандартные радиоинтерфейсы персональных сетей. Мыши с Bluetooth не нуждаются в специальном донгле, так как современные компьютеры оснащаются этим интерфейсом. Другое достоинство Bluetooth-мышей — не требуется специальных драйверов. Недостаток Bluetooth — высокая цена и большее энергопотребление.
Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от специальной рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти — планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.
Компания «Siemens AG» разработала для систем управления мышь с дактилоскопическим сканером отпечатков пальцев.
С конца XX века всё бо́льшую силу набирает производство аксессуаров специально для любителей компьютерных игр. Эта тенденция не обошла стороной и компьютерные мыши. От своих обычных офисных собратьев этот подвид отличается большей чувствительностью (до 12000 dpi у Logitech G502), наличием дополнительных, индивидуально настраиваемых кнопок, нескользящей внешней поверхностью, а также дизайном. В геймерских мышах высшего класса настраивается развесовка — это нужно для того, чтобы все ножки мыши были равномерно загружены (так мышь более плавно скользит).
Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, «Genius» и «Logitech» выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.
Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.
Существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.
Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму, чтобы ими можно было работать не только на столе, но и при удержании в руке.
Способы хвата мыши
Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват — поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется «примерить» мышь под свой метод хвата.
Мыши для левшей
Некоторые мыши могут не подходить для левшей. Леворукие пользователи обычно выбирают симметричные мыши. Такими устройствами могут одинаково комфортно пользоваться как левши, так и правши. Для удобства использования мыши такими пользователями в компьютерных операционных системах существует возможность зеркального переназначения кнопок мыши.
Отличительной особенностью мышей как класса устройств является хорошая стандартизованность аппаратных протоколов.
Благодаря этой особенности один стандартный драйвер, входящий в поставку ОС, и даже BIOS компьютера могут работать практически с любой мышью. Дополнительное ПО нужно лишь для поддержания специфичных возможностей изделия. Дополнительные возможности нестандартны и имеют ограниченную программную поддержку.
День рождения компьютерной «мышки»
В современном мире компьютерную мышь ежедневно держат в руках больше миллиарда человек на нашей планете, а некоторые проводят с ней больше времени, чем с собственными детьми, домашними животными, друзьями или даже просто другими людьми. Сегодня без «мышки» не обходится ни одно рабочее место, где есть персональный компьютер. Ассортимент этого манипулятора просто впечатляет: проводные и беспроводные, лазерные и оптические, игровые и обычные, самых разнообразных дизайнов, цветов и форм, женские и мужские. Другими словами, современная компьютерная мышь способна удовлетворить запросы и требования по поводу удобства и функциональности даже самых придирчивых владельцев.
Однако, не многие знают или когда-либо интересовались, какая же она была, первая компьютерная мышь, и кто является ее создателем. Впервые это устройство предстало перед общественностью ровно 46 лет назад, 9 декабря 1968 года на конференции по вычислительной технике в Сан-Франциско. Его дебют состоялся благодаря ученому-изобретателю из Стэнфордского исследовательского института Дугласу Энгельбарту. И это не удивительно, ведь работы по созданию мыши проводилась в самом сердце «Силиконовой долины», неподалеку от калифорнийского городка Пало-Альто, известного как месторождение большинства достижений вычислительной техники. Здесь обитает один из сооснователей технологической корпорации Apple и «первопроходец» эры IT-технологий Стив Джобс.
По-моему, идеально-подходящее место для рождения первого в мире компьютерного манипулятора. Кстати, за свое изобретение новатор получил в 1989 году премию в размере 10 тысяч долларов, которую сразу же потратил на первый взнос за загородный дом.
Сам Дуглас Энгельбарт вспоминает, что идея создания компьютерной мыши к нему пришла во время одной из очередных научных конференций. Длительный процесс демонстрации разнообразных графических элементов был очень утомительным, поэтому ему показалось, что его можно сделать более интерактивным. Он тут же отметил в своем блокнотике, который всегда носил при себе, что очень важной и полезной могла бы оказаться возможность чем-то водить по экрану и указывать конкретные изображения. С этого момента до выпуска первого настоящего экземпляра прошло семь лет. Только представьте, сколько времени и сил понадобилось для создания лишь маленькой крупицы сегодняшнего нашего с вами комфорта в использовании компьютера. Патент на выпуск компьютерной мыши Энгельсу удалось получить в 1970 году. Внешне первая мышка мало напоминала современные гаджеты, она была выполнена в форме деревянного куба с просто-таки огромного размера колесиками и всего одной кнопкой. Внутри устройства команда разработчиков поместила два металлических диска, имеющих функции передвижения курсора вперед-назад и вправо-влево. Само название «мышь» появилось благодаря проводу, с помощью которого она подключалась к компьютеру.
Немного позже, в 1970 году, сотрудники компании Xerox видоизменили дизайн манипулятора: он получил три кнопки, а металлические диски сменились шариком и роликами. Его ценник в то время достигал 400 долларов, что приравнивалось к небывало дорогущей непозволительной вещи. Интересно, что из-за того, что шарики часто терялись, появился еще один вид манипулятора – трекбол. Это устройство, представляющее собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Его не нужно было водить по столу, а наоборот, катать по нему ладонь или палец. Для мобильных компьютеров этот вариант на продолжительное время стал заменой первым мышкам, однако удобство последних в итоге полностью вытеснило конкурента с рынка.
Компания Apple выпустила свою компьютерную мышку в 1983 году, она использовалась вместе с компьютерами марки Lisa. Стоимость этой оргтехники снизилась до 25 долларов. Именно с того времени привычная нам компьютерная мышь начала набирать популярность, с каждым годом появляются новые модели и дизайн становится все более привычным. Постепенно появлялись инновационные дорогие модели, типа индукционных и гироскопических мышей. Индукционная мышь – это коврик, подключённый через USB и работающий за счет индукционной энергии, а гироскопическая – средство, способное работать прямо в воздухе. В конце 1990-хх появилась первая лазерная мышка, отличающаяся пониженным энергопотреблением и более высокой точностью, чем у предшественников. Их массовое производство стартовало с 2004 года, эти манипуляторы завоевали особую любовь, доверие и расположение пользователей по всему миру.
Примерно тогда же на прилавках магазинов появились и первые беспроводные мышки, но они оказались не настолько удобными, как ожидалось. Во-первых, со всеми аккумуляторами и передатчиками сигнала они являются довольно громоздкими, во-вторых, необходимо наличие визуального контакта между манипулятором и приемником излучения (аналогично пультам от телевизора). Дальше — больше. В 2009 году Apple создала первую компьютерную мышь на сенсорном управлении, то есть вместо кнопок и колесиков она оснащена технологией мультитач, которая умеет реагировать на прикосновения и жесты.
Всего за годы эволюции сменились четыре поколения компьютерных мышек – от механических и механико-оптических к полностью оптическим и, наконец, лазерным. Все они имеют свои особенности и разный принцип устройства. Однако, уже сегодня намечается тенденция к полному их исчезновению, технологический прогресс не стоит на месте, вместе с развитием вычислительной техники естественность, мобильность и удобство становятся на первый план. Ноутбуки приучают пользователей к тачпаду, планшеты с сенсорными экранами обучают взаимодействию с интерфейсом пальцами, и это не может не радовать.