DirectX – это утилита, о которой знают мало простых пользователей персональных компьютеров и то, что больше распространено среди игроманов. Часто люди не даже не задумываются об этом, пока одна из устанавливаемых игр не выдает уведомление о том, что требуется обновленная версия Директа.
И это даже в случае, если нужная версия программы обычно поставляется в комплекте с игрой, а процесс распаковки и инсталляции сводится к быстрой процедуре, над которой и вовсе не требуется задумываться. С появлением обновленных библиотек Директа ситуация чуть отличается, потому что требуется иное, существенное обновление, что приведет массовых покупателей к тому, что они купят новые компьютеры.
Целью статьи является представить обычным людям возможность оценить, чего же ожидать от DirectX 10 для Windows 64 бит и что нужно для запуска игр, которые пользуются такими библиотеками.
DirectХ 10 для Windows: что это и как использовать
Что выделяет DirectX 10 от остальных версий?
Ниже представлены 2 скриншота, которые наглядно и вместо тысячи слов показывают, в чем преимущества DirectX 10. Это показан рендеринг с 9 и 10 версией программы. Если говорить о подробностях улучшений, то они относятся к техническим деталям, но можно описать их несколькими простейшими концепциями с единой общей идеей.
Жесткие стандарты
Больше всего проблем у разработчиков игр, которые использовали 9 версию Директа, вызвало отсутствие четких стандартов использования возможностей такой библиотеки видеокартами. Это будет означать, что есть огромное число вариантов реализации (аппаратной), а еще разработчики игр должны уделять достаточно времени тому, чтобы обеспечивать нормальное функционирование играм на самом разном желез. Им приходится составлять специализированный код для каждой из аппаратных реализаций.
Вот по этой причине компьютерные игры могут нормально функционировать на одной видеокарте и нестабильно на другой – проблема иногда бывает в программном коде, который попросту не поддерживает единственную видеокарту. Разработчики имеют куда меньше «головняка» при разработке игр для имеющихся приставок (к примеру, ПС2, X-Box и пр). В таком случае точно понятно, с чем работает и не может быть иных вариантов в аппаратной конфигурации.
Наличие более жестких стандартов поможет упростить разработку игр. Так, можно будет писать универсальный код, упростить разработку приложений и их тестирование, потому что отпадет необходимость в написании своего кода для каждого типа видеокарты. Но есть и негативная сторона ужесточенных стандартов, причем в первую очередь для разработчиков видеокарт. Такие стандарты усложнят создание карт, которые совместимы с DirectX 10. По этой причине разных типов видеокарт на рынке будет куда меньше, а еще они будут в разы дороже. Пройдет довольно много времени, пока вы увидите поддержку 10 версии Дректа в картах нижнего класса.
Пока что это будет прерогативная технология лишь для высококлассных видеокарт.
Унифицированная архитектура
Одним из главных достоинств Директа 10 является принципиально новый метод взаимодействия с той или иной видеокартой. Она рассматривается, как настоящий процессор. Переход к такой идеологии начался еще с восьмой версии Директа, где была представлена идея программируемых шейдеров. До того момента спецэффекты были тесно связаны с возможностями определенной видеокарты.
Программируемые шейдеры дали разработчикам видеоигр создавать свои необыкновенные спецэффекты. Невзирая на это, в 9 версии Директа все еще применяют отдельные модули обработки для отрисовки пикселей, вершин и теней. Проблема такого подхода можно проявляться, к примеру, если некоторые сцены требует много вычислений вершинного типа, но почти не нуждаются в расчете тени. В такие моменты часть графического процессора попросту простаивает. В ДХ 10 это изменено, так как введена одна операция – геометрический шейдер, который выполняет оба действия. Это не просто даст возможность максимально использовать возможности процессора, но и создавать изображения посредством минимального набора команд, упрощая тем самым написание программного кода.
Уменьшает нагрузку на центральный процессор
DirectX 10 не подойдет для Windows XP. Но большим преимуществом такой программы является то, что любое обращение к АПИ 10 Директа приводит к нагрузке на ЦП, а среди главных задач Директа заложено уменьшение числа таких обращений. С 9 версии Директа процессо могут нагружаться практически на 40%. Это означает, что практически половина возможностей персонального компьютера была задействована для выполнения запросов Директа. Майкрософт уверяют, что аппетиты 10 версии программы уменьшились в 2 раза, а новая версия будет нагружать процессор до 20%. Что это значит? Игры могут стать «умнее», применяя освободившуюся производительность ЦП ля функционирования ИИ игры.
Среди остальных особенностей Директа 10 стоит выделить «instancing», т.е. улучшение механизмов для рендеринга копий одинакового объекта. К примеру, теперь одинаковые объекты могут много раз рендериться, при этом не вызывая перегруз процессоров.
До того момента разработчики игр были ограничены в среднем 500 объектами на экране. Теперь же есть возможность использовать почти не ограниченное число объектов (конечно же, есть и ограничения, потому что в реальности аппаратные ресурсы не безграничные). Для простых пользователей это будет означать, что в играх появится больше армий, увеличится число деревьев и остальных объектов. Все это выведет игры на новый уровень детализации.
Что требуется для работы с DirectX 10
Современные игры обычно работают на 9 версии Директа. Но 10 Директ уже увидел свет в комплекте с операционной системой Vista, при этом работая лишь с такой системой. Пользователи ХР, как мы уже и говорили, не могут насладиться преимуществами DirectX 10. Невзирая на то, что в Висте есть поддержка 9 версии, Майкрософт красноречиво дал понять, что будущее лишь за 10 Директом и пользователям, равно как и производителям стоит задуматься об использовании новой операционной системы.
Поддержка программы для видеокарт
На данный момент такая программа поддерживает все видеокарты NVIDIA из серии 8000 (GTX, GTS) и все. Это большой минус для ATI, но лучше не делать поспешных выводов. Во втором квартале этого года компания начнет представление графических процессоров R600. Переломным моментом для графической индустрии должна быть именно веса, когда разработчики массово обновят видеокарты и расскажут о поддержке Директ 10.
Какие игры делают под DirectX 10
Если у вас есть подходящая видеокарта и установлена операционная система Windows Vista, то вы можете считать себя готовым к выходу новых игр, которые на данный момент находятся на стадии разработки:
- Supreme Commander – стратегия в реальном времени от разработчиков Total Annihilation. Она доступна уже сейчас, но пока лишь при поддержке Директа 9, а после будет обновление.
- EVE Online – тоже готовая игра, которая скоро обновится для поддержки Директа 10.
- Flight Simulator X – настоящая кульминация 25-летней работы на симуляторами полетов. Игра готова, а скоро появится обновление, которое поддерживает и DirectX 10.
- Crysis – тоже динамичная игра, которую уже по достоинству оценили за счет визуальных эффектов. Ее представили разработчики небезызвестного Far Cry летом 2007 года.
Большой стимул от производителей программных и аппаратных компонентов получила многомиллиардная индустрия и все это благодаря поддержке DirectX 10. Нельзя не сказать о том, что это и правда важный шаг в развитии технологий создания игр. Энтузиастам, которые могут позволить себе приобретение требуемых аппаратных компонентов, потребуется чуть выждать, пока разработчики игр поспеют за Microsoft и создателями видеокарт, а еще представят свои очередные шедевры в виде необычных, ярких и реалистичных игр.